https://zen.yandex.ru/media/id/5adb6378 ... 00aff4d291
- довольно дебильная статья. Из основных аргументов там - ширина колеи способствовала безопасности, т.к. поезд на широкой колее более устойчив. Притом изначально дороги был ещё на 30 см. шире. Военный аспект якобы не рассматривался, однако во время ВОВ реально помог.
А вот и другая,
https://webkamerton.ru/2015/01/borba-dv ... -put-shire
почему в россии железные дороги имеют другую ширину колеи
Re: почему в россии железные дороги имеют другую ширину колеи
А вот и ответ:
Решение подсунули американцы. Весьма вероятно, чтобы вставить палки в колеса европейской логистике, потому что развитая логистика вообще снимает напряжение, приводящее к войнам.Американские инженеры выбрали другое значение – ровно 5 английских футов, в отличие от более узкой - 4,85 фута (1435 мм), действовавшей в западноевропейских странах.
Re: почему в россии железные дороги имеют другую ширину колеи
В то время и в Европе не было стандартной ширины колеи, иногда даже в рамках одной страны. Так что нужно аккуратно строить версии. Её, кстати, и по сей день нет. И в России, кстати, тоже есть две ширины колеи с разницей 4 мм. КМК технический смысл в том, что если страна большая и в ней мало гор, то имеет смысл делать всё крупнее - радиус поворота можно выбрать больше, тоннели делать не надо, вагоны можно потяжелее грузить на дальний прогон. Но может быть и любой другой смысл. Шуточная версия состоит в том, что Николай спросил "на хрен шире?", а секретарь упустил знак вопроса. Которая сходится с тем, что на дороге СПб-Москва есть изгиб, якобы от того, что монарх чертил по линейке и палец попался (хотя на самом деле там ЕМНИП глубокая речная долина). Ещё есть байка про гостиницу "Москва", когда Сталину принесли варианты на выбор и он подписал. Никто не решился прийти с разъяснению и так в центре Москвы появился памятник бюрократической системе.